Создание госсистемы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ — Российская газета. Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак Уголовное наказание

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О совершенствовании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации


В целях совершенствования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации и в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"

постановляю:

1. Возложить на Федеральную службу безопасности Российской Федерации функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации - информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, находящиеся на территории Российской Федерации, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.

2. Установить, что задачами государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации являются:

а) прогнозирование ситуации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

б) обеспечение взаимодействия владельцев информационных ресурсов Российской Федерации, операторов связи, иных субъектов, осуществляющих лицензируемую деятельность в области защиты информации, при решении задач, касающихся обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак;

в) осуществление контроля степени защищенности информационных ресурсов Российской Федерации от компьютерных атак;

г) установление причин компьютерных инцидентов, связанных с функционированием информационных ресурсов Российской Федерации.

3. Установить, что Федеральная служба безопасности Российской Федерации:

а) обеспечивает и контролирует функционирование государственной системы, названной в пункте 1 настоящего Указа;

б) формирует и реализует в пределах своих полномочий государственную научно-техническую политику в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;

в) разрабатывает методические рекомендации:

по обнаружению компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;

по предупреждению и установлению причин компьютерных инцидентов, связанных с функционированием информационных ресурсов Российской Федерации, а также по ликвидации последствий этих инцидентов.

4. Внести в пункт 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации , утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст.3254; 2004, N 28, ст.2883; 2005, N 36, ст.3665; N 49, ст.5200; 2006, N 25, ст.2699; N 31, ст.3463; 2007, N 1, ст.205; N 49, ст.6133; N 53, ст.6554; 2008, N 36, ст.4087; N 43, ст.4921; N 47, ст.5431; 2010, N 17, ст.2054; N 20, ст.2435; 2011, N 2, ст.267; N 9, ст.1222; 2012, N 7, ст.818; N 8, ст.993; N 32, ст.4486; 2013, N 12, ст.1245; N 26, ст.3314; N 52, ст.7137, 7139; 2014, N 10, ст.1020; N 44, ст.6041; 2015, N 4, ст.641; 2016, N 50, ст.7077; 2017, N 21, ст.2991), следующие изменения:

а) подпункт 20_1

"20_1) в пределах своих полномочий разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы по вопросам обеспечения информационной безопасности информационных систем, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий, информационных ресурсов Российской Федерации, а также осуществляет контроль за обеспечением информационной безопасности указанных систем и ресурсов;";

б) подпункт 47 изложить в следующей редакции:

"47) организует и проводит исследования в области защиты информации, экспертные криптографические, инженерно-криптографические и специальные исследования шифровальных средств, специальных и закрытых информационно-телекоммуникационных систем, информационных систем, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий, а также информационных ресурсов Российской Федерации;";

в) подпункт 49 изложить в следующей редакции:

"49) осуществляет подготовку экспертных заключений на предложения о проведении работ по созданию специальных и защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи, информационных систем, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий, а также информационных ресурсов Российской Федерации;".

5. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. N 31с "О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 3, ст.178) следующие изменения:

а) из пункта 1 слова "- информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети, находящиеся на территории Российской Федерации и в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом" исключить;

б) пункт 2 и подпункты "а" - "е" пункта 3 признать утратившими силу.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по.

В целях совершенствования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации и в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" постановляю:

1. Возложить на Федеральную службу безопасности Российской Федерации функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации - информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, находящиеся на территории Российской Федерации, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.

2. Установить, что задачами государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации являются:

а) прогнозирование ситуации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

б) обеспечение взаимодействия владельцев информационных ресурсов Российской Федерации, операторов связи, иных субъектов, осуществляющих лицензируемую деятельность в области защиты информации, при решении задач, касающихся обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак;

в) осуществление контроля степени защищенности информационных ресурсов Российской Федерации от компьютерных атак;

г) установление причин компьютерных инцидентов, связанных с функционированием информационных ресурсов Российской Федерации.

3. Установить, что Федеральная служба безопасности Российской Федерации:

а) обеспечивает и контролирует функционирование государственной системы, названной в настоящего Указа;

б) формирует и реализует в пределах своих полномочий государственную научно-техническую политику в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;

по обнаружению компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;

по предупреждению и установлению причин компьютерных инцидентов, связанных с функционированием информационных ресурсов Российской Федерации, а также по ликвидации последствий этих инцидентов.

4. Внести в пункт 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 33, ст. 3254; 2004, № 28, ст. 2883; 2005, № 36, ст. 3665; № 49, ст. 5200; 2006, № 25, ст. 2699; № 31, ст. 3463; 2007, № 1, ст. 205; № 49, ст. 6133; № 53, ст. 6554; 2008, № 36, ст. 4087; № 43, ст. 4921; № 47, ст. 5431; 2010, № 17, ст. 2054; № 20, ст. 2435; 2011, № 2, ст. 267; № 9, ст. 1222; 2012, № 7, ст. 818; № 8, ст. 993; № 32, ст. 4486; 2013, № 12, ст. 1245; № 26, ст. 3314; № 52, ст. 7137, 7139; 2014, № 10, ст. 1020; № 44, ст. 6041; 2015, № 4, ст. 641; 2016, № 50, ст. 7077; 2017, № 21, ст. 2991), следующие изменения:

а) подпункт 20.1 изложить в следующей редакции:

"20.1) в пределах своих полномочий разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы по вопросам обеспечения информационной безопасности информационных систем, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий, информационных ресурсов Российской Федерации, а также осуществляет контроль за обеспечением информационной безопасности указанных систем и ресурсов;";

б) подпункт 47 изложить в следующей редакции:

"47) организует и проводит исследования в области защиты информации, экспертные криптографические, инженерно-криптографические и специальные исследования шифровальных средств, специальных и закрытых информационно-телекоммуникационных систем, информационных систем, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий, а также информационных ресурсов Российской Федерации;";

в) подпункт 49 изложить в следующей редакции:

"49) осуществляет подготовку экспертных заключений на предложения о проведении работ по созданию специальных и защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи, информационных систем, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий, а также информационных ресурсов Российской Федерации;".

5. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 31с "О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 3, ст. 178) следующие изменения:

а) из пункта 1 слова "- информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети, находящиеся на территории Российской Федерации и в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом" исключить;

б) пункт 2 и подпункты "а" - "е" пункта 3 признать утратившими силу.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

Обзор документа

Ранее на ФСБ России были возложены полномочия по созданию системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информресурсы России (информсистемы и информационно-телекоммуникационные сети, находящиеся на территории нашей страны и в диппредставительствах и консульских учреждениях России за рубежом).

Решено возложить на Службу функции федерального органа власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования системы.

Уточнено, что ресурсы включают в себя информсистемы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, находящиеся на территории нашей страны, в диппредставительствах и консульских учреждениях России.

Пересмотрены задачи системы. Скорректированы Положение о Службе и Указ Президента РФ о создании системы.

Защита информации на государственном уровне - это целый комплекс мероприятий и инструментов. Охраной государственной тайны занимаются специализированный государственный орган - Федеральная служба безопасности. Однако, не вся информация подлежащая защите может быть отнесена к ГТ. И вот в поддержку приказа №31 и как реакция на быстро меняющуюся ситуацию в мире президент Владимир Путин указом создает специализированную государственную систему ГосСОПКА. Рассмотрим более подробно организационные и технические аспекты новой государственной системы.

В январе 2013г. президент Владимир Путин подписал указ о создании в России Государственнной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак или ГосСОПКА

Ее ключевыми задачами, в соответствии с указом президента, должно стать прогнозирование ситуаций в области обеспечения Информационной безопасности, обеспечение взаимодействия владельцев ИТ-ресурсов при решении задач, связанных с обнаружением и ликвидацией компьютерных атак, с операторами связи и другими организациями, осуществляющими деятельность по защите информации. В список задач системы также входит оценка степени защищенности критической ИТ-инфраструктуры от компьютерных атак и установление причин таких инцидентов.

Следующим шагом стала в декабре 2014 года утвержденная президентом Владимиром Путиным концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ. А в марте 2015 года ФСБ опубликовала выписку из этого документа , содержащую данные о том, как будет устроена эта система.

Система должна защитить от кибератак более 70 органов исполнительной власти, а также объекты критической инфраструктуры: атомные и гидроэлектростанции, системы снабжения городов и спецхранилища Росрезерва. Чтобы справиться с этой задачей, ГосСОПКА сможет в реальном времени проводить мониторинг электронных ресурсов, выявлять и прогнозировать возникновение угроз, а также совершенствовать существующие системы безопасности, взаимодействуя в том числе с операторами связи и интернет-провайдерами.

Согласно документу, система представляет собой единый централизованный территориально-распределенный комплекс, включающий силы и средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, федеральный орган власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической инфраструктуры РФ и орган власти, уполномоченный в области создания и обеспечения функционирования системы.

Под «средствами» в концепции подразумеваются, главным образом, технологические решения, а под «силами» - специальные подразделения и сотрудники со стороны федерального органа власти, ответственного за систему, а также операторов связи и других организаций, осуществляющих лицензируемую деятельность в сфере защиты информации.

В составе системы будет функционировать созданный в ФСБ Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам

Основной организационно-технической составляющей системы являются центры обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, которые будут подразделяться по территориальному и ведомственному признакам. В частности, будет организован главный центр, региональные, территориальные центры системы, а также центры госорганов и корпоративные центры. Функционирование последних будет обеспечиваться организациями, их создавшими.

В соответствии с концепцией территориальная структура ГосСОПКА имеет вид:

Также рамках системы планируется организовать взаимодействие с правоохранительными и другими госорганами, владельцами информационных ресурсов РФ, операторами связи и интернет-провайдерами на национальном и международном уровнях. Оно будет включать обмен информацией о выявленных компьютерных атаках и обмен опытом в сфере в сфере выявления и устранения уязвимостей ПО и оборудования и реагирования на компьютерных инциденты.

Представитель 8-го Центра ФСБ озвучил основные задачи ведомственных центров:
  • выявление признаков проведения компьютерных атак формирование и поддержание в актуальном состоянии детализированной информации об информационных ресурсах, находящихся в зоне ответственности ведомственного центра
  • сбор и анализ информации о компьютерных атаках и вызванных ими компьютерных инцидентах
  • проведение мероприятий по оперативному реагированию на компьютерные атаки и вызванные ими компьютерные инциденты, а также по ликвидации последствий данных компьютерных инцидентов в информационных ресурсах
  • принятие управляющих решений по обеспечению информационной безопасности информационных ресурсов
  • выявление, сбор и анализ сведений об уязвимостях, а также проведение мероприятий по оценке защищённости от компьютерных атак и вирусных заражений информационных ресурсов
  • информирование заинтересованных лиц и субъектов ГосСОПКА по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак
  • обеспечение защиты данных, передаваемых между ведомственным центром и Главным центром по каналам, защищённым с использованием сертифицированных ФСБ России средств защиты информации
  • предоставление дополнительной информации о компьютерных инцидентах в информационно-телекоммуникационных сетях, находящихся в зоне ответственности ведомственного центра, по запросам Главного центра ГосСОПКА.

С учетом функций приведенных в Концепции , получается следующая схема взаимодействия ГосСОПКА


  • практическое отсутствие отечественного телекоммуникационного оборудования на всей территории страны;
  • топология транспортной сети страны с точки зрения обеспечения её живучести требует улучшений.
  • И в заключение стоит упомянуть о связи FinCERT и ГосСОПКА. По словам Алексея Лукацкого , было сказано, что создаваемый Центробанком FinCERT войдёт в состав Системы – видимо, как ведомственный. Лукацкий отмечает: "Банкам стоит присмотреться к СОПКА. Тому есть две причины. Первая – с СОПКА будет плотно работать FinCERT, передавая туда информацию, получаемую от банков и переработанную FinCERTом. Вторая – все те, кто попадет под действие закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры" , обязаны будут подключиться к СОПКА".

    1. Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации представляет собой единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и средства, предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты. В целях настоящей статьи под информационными ресурсами Российской Федерации понимаются информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, находящиеся на территории Российской Федерации, в дипломатических представительствах и (или) консульских учреждениях Российской Федерации.

    2. К силам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, относятся:

    1) подразделения и должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;

    2) организация, создаваемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, для обеспечения координации деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты (далее - национальный координационный центр по компьютерным инцидентам);

    3) подразделения и должностные лица субъектов критической информационной инфраструктуры, которые принимают участие в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак и в реагировании на компьютерные инциденты.

    3. Средствами, предназначенными для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, являются технические, программные, программно-аппаратные и иные средства для обнаружения (в том числе для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры), предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак и (или) обмена информацией, необходимой субъектам критической информационной инфраструктуры при обнаружении, предупреждении и (или) ликвидации последствий компьютерных атак, а также криптографические средства защиты такой информации.

    4. Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам осуществляет свою деятельность в соответствии с положением , утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.

    5. В государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации осуществляются сбор, накопление, систематизация и анализ информации, которая поступает в данную систему через средства, предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, информации, которая представляется субъектами критической информационной инфраструктуры и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в соответствии с перечнем информации и в порядке, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, а также информации, которая может представляться иными не являющимися субъектами критической информационной инфраструктуры органами и организациями, в том числе иностранными и международными.

    6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, организует в установленном им порядке обмен информацией о компьютерных инцидентах между субъектами критической информационной инфраструктуры, а также между субъектами критической информационной инфраструктуры и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты.

    7. Предоставление из государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации сведений, составляющих государственную либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.