Первый бесконечный трек созданный совместно с ии. Искусственный интеллект научился сочинять музыку, совсем как человек. Заменит ли компьютер живых музыкантов

Креативное агентство BOOTLEG (BBDO Group) и Miller осуществили самую массовую и длительную коллаборацию в истории современной музыки в рамках кампании «Измени музыку будущего».

Идея - объединить людей и технологии для создания музыки.

Кампанию поддержал стартап Mubert: команда разработала алгоритм, генерирующий беспрерывный аудиопоток электронной музыки в режиме реального времени. Этот бесконечный трек может меняться, исходя из конкретных данных определенного пользователя.

Чтобы дать любому человеку возможность прикоснуться к созданию музыки, команда BOOTLEG обратилась к известному голландскому digital-продакшену MediaMonks. Они выработали механику, позволяющую каждому желающему внести свой вклад и изменить звучание трека. Для этого необходимо загрузить фотографию на сайте кампании. Технология face recognition считывает параметры - пол, возраст, а также его основную эмоцию - и из каждого отдельного пользователя возникает уникальный музыкальный поток. Затем персональную мелодию можно добавить в общий трек, который меняется на основе данных всех взаимодействий.

«Высокий профессионализм команд, создавших этот проект, позволил музыке выйти на новый уровень, расширив свои границы через дополнительное измерение - настроение человека. Сразу несколько сложных технологических решений, включая технологию распознавания лиц, дали возможность тысячам людей внести свой вклад в финальный трек. Персонализация и адаптация музыки под личные черты человека неизбежно войдет в нашу жизнь, и сегодня мы вместе присутствуем при рождении музыки будущего», - поделился впечатлениями от проекта Алексей Кочетков, команда Mubert.

Сайт miller.ru стал основной платформой для коммуникации. Потребитель может на него попасть несколькими способами. Один из них - это покупка лимитированной бутылки Miller Non-Alcoholic с NFC-чипом. Для этого проекта была выпущена специальная партия технологичных бутылок с NFC-чипами, интегрированных в этикетку. Достаточно поднести к ней телефон, чтобы перейти на сайт проекта. На российском рынке безалкогольного пива Miller Non-Alcoholic стал первым брендом, который реализовал такой подход.

Кроме того, команда проекта выпустила ТВ-ролик в партнерстве со студией 3D-графики White Russian Studio и музыкальным лейблом Xuman Records, чтобы рассказать о лимитированной серии бутылок и о самом проекте.

В основе кампании «Измени музыку будущего» лежит идея развития технологий, которые перестали быть для человека просто помощником, а являются полноценными создателями предметов культуры. C каждым годом таких примеров становится все больше: искусственный интеллект создает живописные полотна, трейлеры к фильмам, пишет музыку. Лидирующую роль играет машина, ведь всем интересно, как далеко она может зайти в творческом процессе. Однако музыка стала объединяющим звеном для человека и искусственного интеллекта в этой кампании.

Нынешним летом почитателям электронной музыки будет предложено принять участие в написании бесконечного трека в партнерстве с системой искусственного интеллекта. За счет инновационных технологий Miller Alcohol Free открыть для себя мир современной электронной музыке станет просто, как никогда.

Девизом этого лета стал микс электронной музыки и современных технологий под патронатом Miller Alcohol Free. В рамках реализации нового проекта в прошлом месяце в Российской Федерации начался отбор участников, которые поедут на международный диджейский конкурс Miller SoundClash. Представленные 30 финалистами музыкальные композиции будут положены системой искусственного интеллекта в основу бесконечной петли - трека, который не остановить. Принять участие в изменении музыки будущего может любой желающий.

С начала этого месяца в продаже появилось пиво Miller Alcohol Free в не совсем обычной упаковке. Дело в том, что оно разлито по бутылкам, снабженным NFC-чипами, которые позволяют передавать данные на небольших расстояниях. Приобретя бутылку пива из лимитированной серии, каждый может активировать сокрытый под этикеткой чип. Для этого обладателям Android-девайсов достаточно поднести смартфон к логотипу Miller, изображенному на этикетке.

После считывания информации с NFC-чипа покупатели пива Miller Alcohol Free будут автоматически перенаправляться на веб-ресурс Miller.ru , на котором их лица будут отсканированы нейронной сетью с помощью технологии определения эмоций. Система искусственного интеллекта способна улавливать малейшие изменения в эмоциональном состоянии пользователя, непрерывно меняя сообразно ему звук, грув и пульс воспроизводимого на веб-ресурсе бесконечного музыкального трека.

Что касается обладателей iOS-устройств, то они также могут принять участие в создании бесконечного трека. Для этого им достаточно отсканировать изображение, размещенное на задней этикетке бутылки, посредством мобильного приложения Shazam.

Сайт

Проект был реализован совместно с MediaMonks, Mubert, White Russian Studio и Xuman Records для бренда Miller Non-Alcoholic. Идея коллаборации, предложенная командой BOOTLEG, - объединить людей и технологии для создания общего предмета культуры, музыки. При этом каждый участник получил равные роли в совместном творчестве.

Кампанию поддержал стартап Mubert: команда разработала алгоритм, генерирующий беспрерывный аудио поток электронной музыки в режиме реального времени. Этот бесконечный трек может меняться,исходя из конкретных данных определенного пользователя.

Чтобы дать любому человеку возможность прикоснуться к созданию музыки, команда BOOTLEG обратилась к известному голландскому digital-продакшену MediaMonks. Они выработали механику, позволяющую каждому желающему внести свой вклад и изменить звучание трека. Для этого необходимо загрузить фотографию на сайте кампании. Технология face recognition считывает параметры - пол, возраст, а также его основную эмоцию - и из каждого отдельного пользователя возникает уникальный музыкальный поток. Затем персональную мелодию можно добавить в общий трек, который изменяется на основе данных всех взаимодействий. Настоящая глобальная музыкальная коллаборация!

В основе кампании «Измени музыку будущего» лежит идея развития технологий, которые перестали быть для человека просто помощником, а являются полноценными создателями предметов культуры. C каждым годом таких примеров становится все больше: искусственный интеллект создает живописные полотна,трейлеры к фильмам, пишет музыку. Лидирующую роль играет машина, ведь всем интересно, как далеко она может зайти в творческом процессе. Однако музыка стала объединяющим звеном для человека и искусственного интеллекта в этой кампании.

сайт

Состав творческой группы

сайт

Клиент: EFES RUS

Маркетинг менеджер: Анастасия Сурина

Бренд менеджер: Сергей Слепнев

Диджитал и PR менеджер: Юлия Билецкая

сайт

Агентство: BOOTLEG

Управляющий директор: Екатерина Шенец

Креативный директор: Алёша Стародубов

Старший копирайтер: Никита Никифоров

Арт–директор: Арсен Моллакаев

Диджитал продюсер: Дмитрий Иванов

Аккаунт директор: Владимир Первозванский

Аккаунт менеджер: Олеся Пасхина

Идея коллаборации, предложенная командой BOOTLEG, — объединить людей и технологии для создания общего предмета культуры, музыки. При этом каждый участник получил равные роли в совместном творчестве.

Кампанию поддержал стартап Mubert: команда разработала алгоритм, генерирующий беспрерывный аудиопоток электронной музыки в режиме реального времени. Этот бесконечный трек может меняться, исходя из конкретных данных определенного пользователя.

Чтобы дать любому человеку возможность прикоснуться к созданию музыки, команда BOOTLEG обратилась к известному голландскому digital-продакшену MediaMonks. Они выработали механику, позволяющую каждому желающему внести свой вклад и изменить звучание трека. Для этого необходимо загрузить фотографию на сайте кампании. Технология face recognition считывает параметры — пол, возраст, а также его основную эмоцию — и из каждого отдельного пользователя возникает уникальный музыкальный поток. Затем персональную мелодию можно добавить в общий трек, который изменяется на основе данных всех взаимодействий. Настоящая глобальная музыкальная коллаборация!

« Высокий профессионализм команд , создавших этот проект , позволил музыке выйти на новый уровень , расширив свои границы через дополнительное измерение настроение человека . Сразу несколько сложных технологических решений , включая технологию распознавания лиц , дали возможность тысячам людей внести свой вклад в финальный трек . Персонализация и адаптация музыки под личные черты человека неизбежно войдет в нашу жизнь , и сегодня мы вместе присутствуем при рождении музыки будущего » , — поделился впечатлениями от проекта Алексей Кочетков, команда Mubert.

Сайт miller.ru стал основной платформой для коммуникации. Потребитель может на него попасть несколькими способами. Один из них — это покупка лимитированной бутылки Miller Non-Alcoholic с NFC-чипом. Для этого проекта была выпущена специальная партия технологичных бутылок с NFC-чипами, интегрированных в этикетку. Достаточно поднести к ней телефон, чтобы перейти на сайт проекта.

На российском рынке безалкогольного пива Miller Non-Alcoholic стал первым брендом, который реализовал такой подход.

Кроме того, команда проекта выпустила ТВ-ролик в партнерстве со студией 3D-графики White Russian Studio и музыкальным лейблом Xuman Records, чтобы рассказать о лимитированной серии бутылок и о самом проекте.

« Процесс создания ТВ - ролика отличался от общепринятых процессов производства , когда под отснятый и смонтированный материал подставляется выбранная музыкальная композиция без серьезных корректировок по монтажу . Только после написания трека мы перешли к разработке графики , которая каждой своей линией , движением , повтором поддерживала развитие музыки . Тесное сотрудничество Xuman Records, BOOTLEG и White Russian позволило создать эмоциональный ролик , который больше похож на музыкальный клип » , — отметил Алёша Стародубов, BOOTLEG.

В основе кампании «Измени музыку будущего» лежит идея развития технологий, которые перестали быть для человека просто помощником, а являются полноценными создателями предметов культуры. C каждым годом таких примеров становится все больше: искусственный интеллект создает живописные полотна, трейлеры к фильмам, пишет музыку. Лидирующую роль играет машина, ведь всем интересно, как далеко она может зайти в творческом процессе. Однако музыка стала объединяющим звеном для человека и искусственного интеллекта в этой кампании.

Бренд Miller Non-Alcoholic давно участвует в проектах, связанных с электронной музыкой. Агентство BOOTLEG предложило не только новый формат взаимодействия с любителями электронной танцевальной музыки (EDM) и ночной жизни, но и внесло вклад в будущее музыкальной индустрии.

Внести свой вклад в бесконечный музыкальный трек можно на сайте: https://www.mfuturemusic.ru/

Состав творческой группы :

EFES RUS (клиент)

  • Анастасия Сурина — Маркетинг менеджер
  • Сергей Слепнев — Бренд менеджер
  • Юлия Билецкая — Диджитал и PR менеджер
BOOTLEG (агентство)
  • Екатерина Шенец — Управляющий директор
  • Алёша Стародубов — Креативный директор
  • Никита Никифоров — Старший копирайтер
  • Арсен Моллакаев — Арт-директор
  • Дмитрий Иванов — Диджитал продюсер
  • Владимир Первозванский — Аккаунт директор
  • Олеся Пасхина — Аккаунт менеджер

Эд Ньютон-Рекс по образованию композитор. Он работал над проектом Jukedeck с 2014 года - со временем его команда выросла до 20 человек и смогла привлечь $3,1 миллиона инвестиций.

«Все началось с того, что еще будучи студентом, я задал себе вопрос: а могут ли уже компьютеры сочинять музыку? - рассказал основатель стартапа. - Я решил, что они наверняка должны это уметь, и задумался, какой смысл будет в этом умении. Каким удивительным образом его можно будет использовать? В итоге я отправился к подруге в Гарвард, где она как раз изучала компьютерные науки. Я посетил что-то вроде вводной лекции в информатику и понял, что в принципе вполне реально научить компьютер писать музыку.

Я начал работать над прототипом - тогда он представлял собой элементарную систему алгоритмического написания музыки. Работа была сложной, и на нее ушло много времени, но в итоге мне удалось сделать довольно неплохой прототип. Я отвез его в инвестиционное подразделение Кембриджского университета, чтобы получить финансирование».

ИИ Jukedeck пишет музыку с помощью нейронных сетей - один из многочисленных методов, которые использовались в истории для написания компьютерной музыки. Первые известные эксперименты в этой области проводились еще в 50-х годах XIX века. Первой, кто заговорил о попытках написания машиной музыки, была изобретательница двоичного кода Ада Лавлейс. В 1843 году она написала, что «аналитическая машина Чарльза Бэббиджа может сочинять осмысленные отрывки музыки любой сложности и длины».

Спустя столетия композитор Лейярен Хиллер и программист Леонард Айзексон написали с помощью искусственного интеллекта сюиту «Иллиак». При ее создании ИИ опирался на правила теории музыки. Для своего времени получившееся произведение звучало довольно неплохо.

В XX веке появился еще один способ написания компьютерной музыки - на этот раз с помощью грамматики. Проще говоря, ИИ пытался проанализировать систему строения музыки и создать по ней собственную мелодию. Среди известных людей, пользовавшихся этим методом, был американский ученый и композитор Дэвид Коуп . Благодаря его идее «рекомбинаторики» появился искусственный интеллект, который мог анализировать существующие музыкальные отрывки и на их основе создавать собственные. Вот так, например, звучит имитация произведения Вивальди:

Для написания музыки использовалась и так называемая цепь Маркова (система, чье текущее состояние зависит только от предыдущего), ведь ее концепция очень напоминает принцип создания музыки. Так появился алгоритм Continuator , созданный ученым Франсуа Паше, который может продолжать сочинять музыкальное произведение с того места, где остановился живой композитор.

Еще один метод, которым пользовались для создания музыки с помощью ИИ, это эволюционные алгоритмы. Именно их использует проект британских ученых DarwinTunes . Согласно его основному принципу, любой желающий может прослушать различные отрывки музыки и выбрать из них те, что понравились больше всего. Прошедшие такой «естественный отбор» фрагменты эволюционируют, то есть воспроизводятся в новых вариациях.

Вот, например, одна из композиций DarwinTunes:

Несмотря на то, что с помощью этих методов действительно можно сочинять неплохую музыку, у них всегда есть ограничения. Либо они слишком зависят от теории музыки, либо все сводится к индивидуальным предпочтениям человека, который отбирает лучшие образцы созданной музыки.

Работа нейронных сетей

По словам Ньютона-Рекса, самой большой технологической трудностью в создании ИИ, который смог бы писать музыку, является то, что не существует «хорошей» или «плохой» музыки. Если взять, к примеру, распознавание изображений с помощью нейронных сетей, то там можно научить алгоритм анализировать, какая картинка правильная, а какая нет.

Но с музыкой так не получится, потому что не существует универсального определения, что такое «хорошая» музыка. Музыканты, работающие над Jukedeck, поставили перед собой цель выработать у алгоритма музыкальный вкус и навыки написания музыки.

«Мы слушаем музыку, оцениваем результат и корректируем сети нужным образом, - рассказал Ньютон-Рекс. - При корректировке мы полагаемся на собственный слух (в конце концов, мы же музыканты!) и на количество скачиваний композиций с нашего сайта ("стали ли люди скачивать музыку чаще после внесенных изменений?"). Мы используем эти два метода потому что алгоритмическое написание музыки по-прежнему находится на очень раннем этапе развития».

«Стоит отметить, что сама система сильно отличается от того, как работают эволюционные методы, - добавил Ньютон-Рекс. - По эволюционному методу пользователь отбирает лучшие результаты, и система пересоздает их с новыми вариациями - и так до бесконечности. Система ничему не учится. А когда мы используем нейросети, она анализирует данные своего обучения и творит уже на их основе».

Квиз №1. Сможете угадать, какой из этих двух музыкальных фрагментов написан компьютером?

Заменит ли компьютер живых музыкантов?

Несмотря на то, что человечество проводит эксперименты в плане написания музыки с помощью ИИ вот уже более 50 лет, считается, что эта технология еще находится на ранней стадии развития. Однако будущее ее выглядит светлым - по крайней мере, так считают те, кто с ней работают.

«Я очень удивлюсь, если через 10-15 лет большинство музыкальных произведений будет создаваться с помощью искусственного интеллекта», - сказал Ньютон-Рекс.

Это значит, что в будущем композиторам - в частности тем, кто пишет музыку на заказ - возможно, придется искать другую работу.

Сами композиторы пока что не сильно беспокоятся на этот счет. Дмитрий Лившиц , скрипач, инженер звукозаписи и лучший композитор на популярной площадке стоковой музыки считает, что искусственный интеллект и проект Jukedeck смогут достичь мастерства человека еще лишь спустя много лет.

Лившиц согласен, что когда ИИ сможет создавать действительно хорошую фоновую музыку для видеоблогов и рекламных роликов, стоковым композиторам действительно придется искать новый вид заработка. Однако он не выразил сожаления и заявил, что уже «сотрудничает» с ИИ - а именно пользуется приложением, которое генерирует музыкальные идеи и тем самым помогает композиторам, у которых пропало вдохновение.

Квиз №2. Давайте попробуем еще раз. Какой из этих треков написан компьютером?

Еще один популярный композитор стоковой музыки Олександр Игнатов назвал музыку, создаваемую ИИ, «фастфудным решением» для тех, кому срочно нужна дешевая музыкальная композиция.

«Только образованные люди могут создать произведение искусства, которое будет нести в себе какую-то мысль, - заявил он. - Сомневаюсь, что искусственный интеллект сможет когда-нибудь написать саундтрек к фильму, который бы вызывал мурашки. Машина на такое не способна».

У Ньютон-Рекса другая позиция на этот счет. Он считает, что с помощью творческого ИИ написание музыки станет занятием, доступным более широкой аудитории.

«Сейчас создание музыки - это занятие, доступно только элите, - сказал он. - Чтобы хорошо писать музыку, нужно получить дорогое образование и долго учиться. Музыкальное творчество недоступно большинству людей. ИИ сможет решить эту проблему. С его помощью люди смогут писать музыку, а значит ее станет больше, и она будет более персонализированной».

Однако именно этого и боятся некоторые композиторы.

«Инструменты, позволяющие генерировать музыку, с одной стороны являются отличными помощниками для композиторов, - сказал Владимир Поникаровский, композитор стоковой музыки, который сейчас перешел в индустрию разработки игр. - С другой же, если ими будет пользоваться огромное количество людей, на свет появится тонна некачественного контента, из-за чего может в среднем упасть качество стоковой музыки».

Но Ньютон-Рекс спешит развеять все опасения о том, что ИИ окажет негативный эффект на музыку в целом. По его словам, когда-то все точно так же возмущались по поводу электронных инструментов, и даже было движение против синтезаторов. В итоге благодаря технологическим инновациям в музыке на свет появились целые новые музыкальные жанры - и в будущем может произойти то же самое благодаря ИИ.

А что насчет денег?

Сейчас Jukedeck продает свою музыку по стоимости от $21,99 до $199 (в зависимости от типа лицензии). Частные лица и представители малого бизнеса могут получить неэксклюзивную лицензию бесплатно.

У Jukedeck нет специальной системы для защиты музыки от нелегального копирования, поэтому стартапу приходится полагаться лишь на честность своих клиентов. Хотя, возможно, вскоре ситуация изменится.

«В самом начале мы делали музыку для видеороликов, - рассказал Ньютон-Рекс. - Мы создавали ее для видеоблогеров на YouTube и не монетизировали ее. Мы думали так: "Давайте докажем всем, что наша музыка хороша, и ей захотят пользоваться люди". Сейчас же на нашем сайте более полумиллиона композиций. Пока что мы не объявили о следующем шаге, но вообще рассматриваем различные области видеорынка, где могли бы монетизировать свои произведения. Именно этим мы планируем заниматься в ближайшие несколько месяцев».

Представители музыкальной индустрии и крупные игроки технологического рынка тоже обратили внимание на возможность сочинять музыку с помощью ИИ. Например, у Sony есть собственное средство для создания музыки под названием Flow Machines , о котором прошлой осенью много писала пресса. Этот ИИ создал песню под названием Daddy’s Car в стиле The Beatles.

Для Ньютон-Рекса и его проекта Jukedeck появление таких новых игроков с большими ресурсами, означает, что конкуренция на рынке станет гораздо жестче. А для рядового слушателя это значит лишь то, что довольно скоро его ждут совершенно новые музыкальные впечатления.